Пилотом можешь ты не быть, летать научим все равно,
но музыкантом быть обязан.
/Титаренко/
(Про творческий подход :)))
Добрый день, уважаемые коллеги!
Ленты времени - отличный инструмент для сбора данных и визуализации результатов учебного исследования!
Предлагаю рассмотреть 5 шагов по разработке готового задания для учебного сетевого проекта.
1 шаг - идея
Рассмотрим на примере одного задания в проекте по математике в 5 классе. Можно предложить командам исследовать историю дробей и нанести на Ленту времени "Историю жизни Обыкновенной дроби". Пусть дети обратятся к истории математики и математиков и приведут 5-10 основных исторических фактов. Даже если в проекте будет 100 команд двух одинаковых лент времени не будет. Зато сколько дополнительных фактов посмотрят команды друг у друга!
Дети даже при небольшом количестве самостоятельно найденной информации, много и с интересом прочитают того, что нашли другие. Итог: с точки зрения предметных результатов - знание что такое дроби? Откуда и когда они взялись?
2 шаг - читаем ФГОС
Теперь прочитаем текст ФГОС (Предметные результаты обучения по курсу «Математика» для 5– 6 классов)
"формирование представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления"
Посмотрим планирование темы!
Обыкновенные дроби. Основное свойство
дроби.
|
1.2.1
Обыкновенные дроби.
1.2.2 Основное свойство дроби. Сокращение дробей.
|
Сравнение обыкновенных дробей.
|
1.2.4
Сравнение дробей.
|
Арифметические действия с обыкновенными
дробями.
|
1.2.3
Арифметические действия с обыкновенными дробями.
|
Нахождение части от целого и целого по его
части.
|
1.2.5
Нахождение части (дроби) числа и числа по его части (дроби).
|
Спрашиваю себя: "работает" ли наше задание (нанести на Ленту времени 5-10 основных исторических фактов, связанных с появлением и развитием обыкновенных дробей) на достижение данных предметных результатов? - Наверно "да", если попросить детей сделать акценты не просто на каких-то фактах, а именно выяснить Когда и кем было описано основное свойство дроби? Кто и зачем сравнивал дроби? Может это будет литературный персонаж:) ? (Тогда это будет уже межпредметное задание! А почему нет?)
Кто? Когда и при каких обстоятельствах начал выполнять арифметические действия с дробями? и т.д.
И обязательно сделать ВЫВОД. А вывод должен быть ответом на проблемный вопрос (опять будем формулировать исследовательские вопросы!). Например такой: Почему люди не могут обходиться без обыкновенных дробей? Т.е. собирая разные исторические факты на Ленту времени команды должны подойти в своих выводах к перечислению преимуществ Обыкновенных дробей в решении практических задач Торговли, Земледелия, Врачевания и т.д. тут уж кто и на что горазд!
3 шаг - уточнение Личностных результатов
Отлично! Наша идея уже частично наполнена смыслом предметного знания!
Теперь давайте посмотрим на формирование Личностных результатов. Обратимся к требованиям!
Я (у вас может быть другой выбор!) обратила внимание на гражданскую идентичность! Т.е. в этом задании я продолжу воспитывать личностное уважение ребят к своей Родине. Прекрасно! Добавляю с требованиям еще одно условие: Ребята, отразите на Ленте времени период когда в науку вошли русские название обыкновенных дробей (пусть почитают про осьмушки!).
Коллеги, обратите внимание! Замысел задания постепенно "обрастает" вроде бы незначительными уточнениями и добавлениями, но каждое из них "работает" на конкретную цель!
Теперь сделает последний шаг - посмотрим на это задание с точки зрения формирования метапредметных результатов.
4 шаг - добавим условия формирования регулятивных УУД
Блок регулятивных УУД. Выбираю "умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;"
Чтобы "запустить" формирование этого УУД, нужны критерии оценки готовой Ленты времени! Тогда сам ребенок и вся команда в целом будут контролировать качество своей работы, сверяясь на данные критерии. В критериях мы упомянем и о количественных параметрах и о качественных. Чем более детальные критерии, тем точнее и результативнее учебная работа! Можно часть критерием выдвинуть самим, а 2-3 критерия предложить сформулировать командам самостоятельно!
5 шаг - добавим условия формирования познавательных и коммуникативных УУД
Блок познавательных УУД. Выбираю смысловое чтение. В этом месте придется нам всем сделать паузу и почитать материалы мастерской Людмилы Рождественской про функциональное (смысловое) чтение.
Вернулись? Тогда вам понятно откуда "растут ноги" у моего предложения - сделать шаблон Ленты времени, на которую нанести те ключевые события в развитии Обыкновенных дробей, которые дети ну никак не должны пройти мимо. Только в этом шаблоне одно Событие имеет дату, но не имеет описание, а другое Событие наоборот - есть описание, но нет даты. Таким образом, мы имеем гарантированное усвоение детскими командами того объема информации, который предусмотрен Стандартом. А уж сколько они найдут еще событий - это дело творчества и свободного времени!
Блок коммуникативных УУД. Опять выбираем формулировку в тексте Стандарта - "умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками". С одной стороны, работа в команде как бы предусматривает автоматически "засчитать" это УУД. Но вы же знаете, как бывает: делает один, а остальные смотрят. Как сформулировать задание, чтобы оно способствовало именно совместной работе? Может это отдать на откуп тьютору команды? Попробую решить проблему с помощью бланка взаимооценивания. Т.е. вместе с заданием мы предлагаем в отчете по этапу привести индекс сотрудничества команды. Что это такое? Сейчас объясню на простом примере. мы просим по итогам работы каждого члена команды оценить вклад каждого по пятибальное шкале в общее дело. Если работали трое, то получится вот такая таблица.
Индекс сотрудничества данной команды -среднее арифметическое разделить на максимально возможное в процентах
((9+10+7)/3)/10=(26/3)/10=86% - это высокий индекс сотрудничества! Значит команда дружная!
Или, например, предложите поразмышлять членам команды над вопросом:
- Как я сотрудничаю в группе? (пример бланка).
Шаг 6 желательный - занимательный сюжет с героями и персонажами!
Можно придумать целую историю, в которую попали герои и ждут от команд помощи и поддержки! Вот как выглядит фрагмент учебника по математике в 5 классе, где математические понятия развиваются на фоне общения сказочных героев Муми-троллей Туве Янссон
В проекте по литературе можно попросить ребят нанести на ленту времени последовательность событий в том или ином литературном произведении "Пишем Сценарий по книге" (Получится как диафильм с картинками). Главное - подобрать само произведение, чтобы оно было во-первых, в учебном плане (помним про ФГОС!), во-вторых, имело сюжетную основу. Пусть в качестве иллюстраций будут сканированные рисунки детей с мизансценами спектакля по книге, а тексты героев - цитаты из книги. Отдельным заданием может стать предложение командам разыграть по ролям отдельные сцены и записать этот на видео. Но это я уже увлеклась)).
В проекте по географии Можно построить Ленту времени "Путешествие Капли воды" по теме Круговорот воды в природе. Требования к УУД смотри здесь
Проект по английскому языку может включать задание "Тур в Лондон". Как будет турист беседовать на вокзале, в метро, в кафе, в гостинице, в музее.... Т.е. на Ленте можно нанести этапы путешествия, а в тексте привести фразы, которые помогут туристу. Подбор диалогов - хорошее задание в 5 классе и форма представления результатов очень занимательная. Есть на эту тему опыт.
Так вот, коллеги, ценным является задание, которое носит поисковый, исследовательский характер! Поэтому в этом тренинге оценивается прежде всего качество задания и результат работы от имени одной ученической команды!
С наилучшими пожеланиями, Елена Вострикова
Комментариев нет:
Отправить комментарий